© designed by nobody | info-crimea.narod.ru | ||||
|
|||||
Аюдагские
древности исследованы далеко не полно. Продолжающиеся раскопки, а то и просто
обнажения грунта, обнаруживают все новые остатки не только средневековых,
но и таврских поселений и могильников, существовавших до нашей эры. Еще менее изучена почти столь же богатая древностями гора к востоку от Аю-дага, весьма схожая с ним в геологическом отношении - Кастель, некогда поразившая Дюбуа своей формой "плоского купола, обращенного вершиной и наибольшей крутизной к морю". Укрепления па вершине Кастели - тройной ряд стен из огромных "гранитных" блоков, сложенных насухо - Дюбуа де Монперье приписывал таврам. "Верное своей системе, древнейшее население Тавриды воздвигло здесь одно из укреплений, которое татарская традиция окрестила именем Демир-капу, т. е. "железные ворота". Развалины приписываемого таврам укрепления почти исчезли в последние годы, что затрудняет составить о нем сколько-нибудь ясное представление; однако на вершине горы и на ее юго-западном склоне прослеживаются остатки жилых домов, каменных крепил и оград, отдельные камни - остатки стены, опоясывавшей некогда поселение. Остатки амфор и пифосов датируются VIII- IX вв. Имелись тут и следы средневекового монастыря, водопровода из керамических труб, подводившего воду из источника, расположенного на расстоянии нескольких километров. На плане 1832 г. место это было помечено как монастырь св. Прокла, и кроме него на вершине горы указывались еще три церкви. Руины Кастели, поросшие мхом, обвитые плющом н одичалым виноградом связаны в народной памяти с одной из интереснейших легенд Крыма о Феодоре, владетельнице Сугдайи, "которой девственный и вместе мужественный образ вообще связан в народной легенде с недоступными верши- нами Судака, Кастели, Аю-дага". Феодору, давшую обет безбрачия, полюбили два брата. Один из них погиб, защищая вместе с царицей-воительницей 226 крепость Сугдайю от генуэзцев. Феодора бежала в свой любимый древний замок Кастель и здесь, после кровопролитной и долгой осады, погибла геройской смертью, до конца защищая крепость, ворота которой второй брат предательски открыл врагу. Согласно легенде, скалы Кастели стали красными от крови, пролитой ее защитниками; и действительно, следы древних лишайников па скалах западных склонов горы придают им некоторое сходство с запекшейся кровью. Еще в прошлом веке возникли и по сей день, продолжаются споры о происхождении укреплений южнобережного и горного Крыма - таврское они или средневековые? П. И. Кеппен, обследовавший большинство укреплений и "длинных стен" побережья, рассматривал их, прежде всего, как памятники "глухого и кровавого" крымского средневековья, интересуясь в первую очередь самой системой обороны. Энциклопедически образованный и много путешествовавший Дюбуа де Монперье подошел к вопросу с другой стороны: "крымские дольмены" - таврские каменные ящики-гробницы, иногда сопутствующие им менгиры - вертикально поставленные камни, - и кромлехи - круглые пли прямоугольные ограды из врытых в землю камней - он связал с аналогичными памятниками Западной Европы, восходящими к мегалитической культуре эпохи бронзы (III-II тыс. до н.э.); с ними же он связывал и циклопическую кладку стен, различимую в основаниях многих исаров. Швейцарский путешественник высказал также мысль, разделяемую ныне большинством исследователей, что святилища таврской богини Девы могли существовать во многих местах, и при этом явно не походили на "храм Ифигении" в греческом стиле, поисками которого усердно занимались в начале века любители старины. Эти соображения Дюбуа де Монперье были развиты в прошлом пеке в работах талантливой и высокообразованной исследовательницы Крыма Марии Александровны Сосногоровой. В 1875 г. вышла ее статья "Мегалитические памятники в Крыму", |