Генуэзские
стены XVI -XV вв. опирались на фундаменты, возведенные в ХГГ -XIV вв. Под
ними находились остатки крепостных сооружений, которые можно отнести к упомянутой
Прокопием крепости середины VI в. в Горзувнтах. Эти руины относятся к "нашей
эре"; далее, перевалив через рубеж, отмеченный следами могильника начала
эры, время раскручивается в другую сторону, приводя к остаткам таврского
поселения VII -VI вв. до нашей эры, возникшего, в свою очередь, на месте
энеолитического поселения середины третьего тысячелетия до на- шей эры!"

Пряжка. VIв. Бахчисарай, Историко-культурный заповедник.
В
этих же местах расположены всемирно известные могильники, раскопанные еще
в начале века Н. И. Репниковым и дающие представление о культуре населения
раннесредневековой Таврики. Они находились на берегу ручья Суук-су, на восточной
окраине Гурзуфа, ближе к Аю-дагу. Многочисленные могилы и семейные склепы
дали множество вещей IV -IX вв., в том числе металлических украшений VI
-VII вв. - фибул, перстней, пряжек, браслетов и т.д. В наиболее богатых
захоронениях поражали деформированные, вытянутые кверху черепа погребенных.
В мужских погребениях найдены наборы серебряных или бронзовых бляшек от
пояса и железные ножи. В женских - множество богатых украшений: большие
узорчатые фибулы, скреплявшие одежду на плечах, серебряные браслеты и перстни,
вплетавшиеся в волосы золотые серьги со вставками граната, массивная пряжка
для пояса и мелкие пряжки для одежды и обуви.

Надпись митрополита Дамиана и план храма, им восстановленного.
Украшающие
их вставки из цветной пасты, стекла, лилового и пурпурного альмандина, граната
н других камней, причудливое сплетение растительных и звериных мотивов создают
своеобразный варварский стиль, который сложился на территории Боспора в
V -VI ни., а затем распространился через готов и гуннов по всей Европе.
"Пышные, полуязыческие погребения, встреченные среди скромных могил, составляющих
здесь большинство, могли быть оставлены, скорее всего, представителями охристианившейся
варварской знати, местных, союзных Византии племен, а именно тех, кого Прокопий
Кесарийский именует готами".
С
северо-восточной стороны горы, на месте современного поселка Партенит с
VIII в. существовало большое (судя по количеству разнообразных археологических
остатков) греческое поселение, составлявшее вместе с укреплениями Аю-дага
и другими окрестными деревнями тесно связанный между собой мирок, история
которого предельно скупо освещена письменными источниками. Встречаются здесь
и остатки таврской, а также римской керамики.
|
|