 пятью
подпорными стенами, которые в свое время создавали как бы пять широких ступеней,
сходивших к морю, и бухту, защищенную развалом глыб и скалами Монах и Дива.
На нижней площадке, где хорошо видны руины стены и ворот, обнаружены остатки
храма, а вернее - трех храмов, каждый из которых расположен на основании
более раннего. Верхний, генуэзского времени, поставлен на обгорелом мраморном
полу храма Х-XIII вв., перекрывшего, в свою очередь, остатки еще более раннего
- IX-X вв. - храма с мозаичным полом. Сохранившиеся фрагменты мозаики, еще
и сегодня поражающие свежестью красок смальты - голубой, синей, зеленой,
лимонно-желтой, золоченой, хранятся в Ялтинском краеведческом музее. Они
изображают павлинов, клюющих виноград из чаши; все обрамлено плетенкой,
в овальных и круглых медальонах которой изображены цветы, плоды, птицы.
Но композиции мозаика весьма напоминает херсонесскую (Загородный храм, базилика
1889 г.)
Проведенная
в разных местах Панеа глубокая шурфовка показала, что люди непрерывно населяли
этот холм по крайней мере с первых веков до н. э: об этом говорит позднеэллиннестическая
и римская привозная керамика, залегающая здесь в одних слоях с местной,
лепной Своебразная спаренность приморских и горных укреплений продолжается
и за Симеизом: Биюк-исар - у села Оползневого и укрепление на мысе Кикенеиз;
дальше на запад - Кучук-исар у перевала Шайтан-мердвен и Кастропольская
крепость у моря... Горные укрепления стояли заслоном, вторым рубежом обороны
местного населения, препятствовавшим проникновению генуэзцев в глубь полуострова.
Вдоль Южного берега существовало несколько проходов-перевалов через горную
цепь, известных с древности. Это перевал над Гурзуфом, Василъ-богаз у Ялты,
Гаспра-богаз в районе г. Крестовой, Эски-богаз над Симеизом, Байдарский
перевал. Однако самый замечательный среди них в природно-живописном отношении
и к тому же самый короткий путь с Южного берега на плато Яйлы - это Шантан-мердвен,
или Чертова лестница.
Чтобы
попасть на Шайтан-мерднен, надо выйти на верхнее старое шоссе Ялта-Севастополь
- исключительно живописное, местами вплотную прижатое к почти вертикально
вздымающимся обрывам. Практически покинутое транспортом, перебравшимся на
более удобную, спрямленную, проходящую ниже новую магистраль, старое шоссе
превратилось в идеальное место для прогулки. От села Оползневого надо пройти
(или подъехать на местном автобусе) до развилки, где автобус сворачивает
влево и вниз; отсюда, продолжая путь по шоссе, через два-три километра приходим
к могиле партизан, расположенной слева от дороги. Есть что-то символичное
в том, что могила народных мстителей находится почти напротив скрытого в
чаще леса горного перевала, который неоднократно служил им в суровой борьбе
с врагом, как сотни лет назад служил нашим предкам, бдительно охранявшим
родные пределы от незваных гостей.
Постояв в молчании у памятника героям, продолжаем наш путь. Надо быть очень
внимательным, чтобы не пропустить поворот вправо на тропу, ведущую в лес,
к подножию лестницы. Вскоре становятся заметными остатки старой дороги,
когда-то огороженной стенками и укрепленной крепидами. Пройдя менее полукилометра
по расселине, подходим к началу Лестницы - собственно, к нагромождению каменных
глыб, которое издревле было приспособлено людьми для подъема на плато. В
своем исконно-первоначальном виде она представляла собой ряд маршей длиной
от 5 до 25 м каждый, круто поворачивавших под углом от 90 до 150 - 160 градусов.
На всем протяжении подъем был пандусиным, то есть наклонным, без ступеней,
ширина прохода составляла не менее 1,5 м, поэтому лестницей могли пользоваться
не только пешеходы, по и всадники, и даже небольшие двухколесные повозки.
Длина всех маршей лестницы - 240-250м и, таким образом, се с полным правом
можно назвать самым коротким путем в предгорья.
Из-за
непродуманных выражении некоторых описаний еще с прошлого века бытовало
мнение, что лестница "высечена" в скале. Это неверно. Лестница представляет
собой гораздо более интересный феномен, где люди решили свою задачу типично
"по таврски": отыскали горный проход, оценили возможности этого удивительного,
созданного самой природой сооружения и лишь немного, в отдельных местах,
"подправили" его. Благодаря неутомимым исследованиям геолога, участника
многих археологических экспедиций по Крыму Л. В. Фирсова, сегодня стало
возможно разграничить "дела рук природы" и дела рук человеческих, гораздо
менее значительных по объему, но продуманных и экономичных. Кое-где строителям
пришлось растащить камни, выложить подпорные стенки - крепиды, иногда достигавшие
трехметровой высоты и служившие одновременно основанием для выше расположенного
марша. Остатки крепид сохранились всего в трех местах и, судя по всему,
столько же их было раньше. Сегодня, когда крепиды полуразрушены, прослеживается
ступенчатая кладка их основания - ложные ступени. Поэтому название - Лестница,
Мердвен, Скала - следует понимать не буквально, а как образное сравнение
зигзагов-маршей горного прохода со ступенями.
По
выходе с Чертовой лестницы на яйлу пути расходятся. Дорога, ведущая на север,
в село Родниковое (б. Скеля, искаженное "скала" - лестница), проходит по
балке Малташ-дере, в переводе с татарского "торговая балка". По мнению Н.
И. Репникова, это название указывает, что здесь через Шайтан-мердвен с глубокой
древности проходил торговый путь из Херсоиеса, Инкермана и Балаклавы на
Южный берег. Если повернуть в западном направлении, дорога приведет к селу
Орлиному (б. Байдары) и Байдарскнм воротам. Участок этой, ныне почти заброшенной
и известной только местным жителям дороги, проходящей по левому склону крутой
балки, представляет совершенно особый интерес: на протяжении почти 5,5 км
она выбита в известняке. Высота выемки в скале достигает местами 2 - 3,5
м; противоположная обочина дороги укреплена подпорными стенами - крепидами,
сложенными из крупных глыб без связующего раствора. Дорожное полотно шириной
6-6,5 м в основном проходит по голой скале, дополненной в районе крепид
подсыпкой камней и щебня. Заметны глубоко врезанные колеи, отполированные
до блеска. Дорога эта, известная с прошлого века под пазванием Мордвнновской
и использовавшаяся для вывозки леса, вряд ли создана предприимчивым графом,
хотя возможно, и подправлена им. О ее древности свидетельствует, прежде
всего, керамика, рассеянная на всем протяжении дороги: кроме средневековой
есть и отдельные находки краснолаковой керамики римского времени. Исследователями
высказано предположение, что именно здесь проходила военная римская дорога
- via militaris, связывавшая опорную базу римской оккупации Таврии - Херсонес
- с занятой и перестроенной ими же крепостью на Южном берегу - Хараксом
(Ай- Тодор). На Южный берег эта дорога могла спускаться по более удобному
для колесного транспорта пологому перевалу Эскн-богаз, над Симеизом, а также
по более короткому, пригодному для пехоты и всадников - Шайтан-мердвен.
Еще Кеппен высказал предположение, что при
|
|