© designed by nobody | info-crimea.narod.ru | ||||
|
|||||
"Длинные
стены" разрушены, видимо, в эпоху нашествия хазар. Столкновение интересов
двух крупнейших феодальных держав того времени - Византийской империи и
Хазарского каганата - самым непосредственным образом ощущалось в Таврике.
В результате нашествия хазар в Крым влияние Византии там ослабело; в самой
же Византии с середины VIII в. разыгрались драматические события, связанные
с борьбой иконоборцев и нконопочитателей. Утверждение у власти иконоборческой
партии, сопровождавшееся разрушением монастырей, уничтожением книг и икон,
вынуждало иконопочитателей бежать на окраины империи, где власть се ощущалась
слабее. Таким местом в период хазарского наступления и оказался Крым, точнее
"ничейная", защищенная "длинными стенами" полоса Южнобережья, где и обосновалась
иконопочитательская оппозиция, которая в 787 г. обретет своего духовного
вождя - Иоанна Готского, игравшего важную роль в этот сложный период истории.
Со второй половины VIII -IX вв. монастыри и поселения возникают по всему
Южному берегу. Это хорошо видно на прилагаемой карте Таврики, где помечены,
кроме "длинных стен", ряд замков, укрепленных убежищ, монастырей, торжищ,
вокруг которых выросли сельские поселения8. Иконопочитательские монастыри,
укоренившиеся прежде всего на Южном и Юго-восточном берегу, столь активно
насаждали христианство, что уже в VIII в. учреждаются Готская и Сугдейская
епархии: отметим, что первая к этому времени, судя по источникам, охватывала
не только Южнобережье, по распространилась и на горный Крым Юго-западной
Таврики9: это, видимо, было связано с усилением готской области Дори, распространявшей
свою политическую власть и влияние на Черноморье. Иконопочитательские монастыри,
в изобилии возникшие здесь, ускорили насаждение и распространение нового
социально-экономического уклада - более развитых феодальных отношений. Монастырь,
силою обстоятельств, становился крупным землевладельцем, содействовал развитию
различной ремесленнической деятельности. В одном из поучений Федора Студита
в начале IX в. упоминаются жившие при монастырях ремесленники: каменщики,
плотники, иконописцы, художники, переплетчики книг, кузнецы, гончары, целители
и т. д. Вокруг монастырей вырастают укрепления со стенами и башнями, где
местное население скрывается в случае опасности. Такой укрепленный монастырь находился в урочище Ласпи. Семь поселений располагались вокруг горы Ильяс-кая, на вершине которой находился храм св. Ильи. Оборонительная стена, водопровод, дорога, подпорные стенки сооружались коллективно. Большой храм IX- X вв. имел ступенчатую композицию внутреннего пространства: притвор, средний неф, алтарь приподняты одни над другим, образуя три ступени. В храме имелись каменная скамья и аркосолий с 11 погребениями; судя, но остаткам, он был расписан фресками, а его коробовое сводчатое перекрытие опиралось па широкие полукруглые арки. Наряду с монастырями возникали и замки. В урочище Кокия, на крутой и высокой скале Айя стояла крепость, окруженная стеной с приворотной башней и донжоном, с часовней и другими постройками. Под ее защитой находилось несколько групп земледельческих усадеб, разбросанных по долине. С юга и запада урочище было защищено отвесными обрывами и морем, а с севера и востока его ограждал хребет Кокия-бель, местами усиленный стеною, о которой упоминал Кеппен. Хотя большая часть средневековых исаров - поселений и укреплений - возникла в VIII -X вв., большинство из них - многослойные: они стоят на местах, где с давних времен селились люди. Кажется, что сама природа предопределила такие места к многократному использованию, к тому, чтобы жизнь возникала здесь вновь и вновь, вопреки разрушениям, чинимым захватчиками и временем. "Есть такие излучины моря, такие складки в суровом теле земли, которые всегда, на протяжении тысячелетий служат средоточием человеческой жизни, почти независимо от смены племен и народов, приходящих и исчезающих с ритмичной последовательностью. Когда погибает одни город, из его развалин на том же месте прорастает другой", - писал Волошин. Такое место, издревле прораставшее поселениями - окрестности Аю-Дага. Любуясь этой издалека заметной и безошибочно узнаваемой всеми горой, жадно припавшей к синей морской воде, поразмыслим над ее названием. Существует предположение, что Аю - это искаженное ай, "святая": аналогий предостаточно, ведь начиная от южного мыса Айя, названия десятков скал и урочищ начинаются с этой частицы. Но не будем торопиться. Вспомним, как звучало слово "медведь" по-латыни: ursus - не сохранился ли этот корень в названии Гурзуф или Юрзуф, как называл его Пушкин? А по-гречески медведь - "арктос": не слышим ли мы его отзвук в названии "Артек" - именно так называлось поселение, стоявшее на месте всемирно известного детского курорта. Итак, "медведь" в названии горы, видимо, не случаен: но что послужило причиной названия - сходство ли горы с медведем, обилие ли медведей: в округе? Принимая во внимание, что название закрепилось за местом издревле, позволим себе внести в общую копилку и свое предположение - а не идет ли речь о созвездии Большой Медведицы? Семизвездье в древности обозначалось и как 7 быков (у латинян), 7 риши (у индусов), - короче, семь богов: древнее название Феодосии - Ардавда - означает "город семи богов"; сакральное число семь повторяется в древнем названии селения "Семидворье" неподалеку от Алушты. Аю-Даг несет на "мохнатой спине" развалины семи христианских храмов, возможно, воздвигнутых на местах языческих культовых сооружений... Другой ход рассуждений связан с селением Партениты, примостившимся у восточного бока горы: Партенит - в переводе с греческого - "девичья", возможно, напоминает о древнем культе таврской Девы. Известно, что греки сближали ее с Артемидой, а архаические элементы культа этой богини сохраняли черты Медведицы: таков был культ Артемиды в Бравроне, когда служительницы рядились медведицами. Не будем настаивать па каком-либо из этих предположений: для этого необходимы и новые данные, и основательные исследования. Мы хотели еще раз привлечь внимание читателей и путешественников к тому, как все непросто и Крыму с его многослойной культурой, где название местности, маршрут полу заброшенной дороги, камень, взятый с древних развалин и мирно дремлющий в ограде двора, глыба, казалось бы не отличающаяся от других, по приподнятая над землей камнями-опорами и в итоге усилий человеческих ставшая из обломка скалы древнейшим сооружением - дольменом - все это может оказаться началом открытия. Но вернемся к окрестностям Аю-дага. В VI в. на месте Гурзуфа стояла одна из двух византийских крепостей, возведенных в царствование Юстиниана I. Остатки этой постройки можно видеть на скале Дженевез-кая, где сохранились развалины укрепления, которое обычно приписывали генуэзцам. Их исследование в 1956-1957 гг. выявило ту характерную многослойпость культурных напластований. |